окружение которой хоть и считало себя христианами, Пасху от Рождества отличало, но в догматике и заповедях ориентировалось слабо, — это было не принципиально. Какая разница — в какого бога не верить? Будь на дворе советская власть, она бы кивнула, посчитала «никах» блажью даже не самого жениха, а его отсталых и темных родственников, из уважения к ним отстояла бы церемонию, и благополучно забыла бы. До ближайшего праздника, к которому надо готовить определенное угощение. Или живи Зая одна, возможно, тоже согласилась бы сразу, сочтя пустой формальностью. Но неожиданно ее родня не то что возмутилась или наложила категорический запрет на брак с иноверцем, а отнеслась без восторга или рвения, несмотря на то, что ранее усиленно ратовала за ее выход замуж. Кто-то вспомнил о крестовых походах и борьбе святой Инквизиции с еретиками, кто-то напомнил об исламистах, взрывающих дома и самолёты, воюющих по всему миру и с западными странами, и с Россией. Кроме сестры, никто не знал, что Зая уже спала с Даг-Магом (может быть, зная, что девушка уже не совсем девушка, были бы сговорчивей), поэтому не вердикт, а рекомендация родных была такова:
— Не торопись, деточка! Оно, конечно, не в вере дело, и не в национальности, хорошие люди везде есть, как и плохие. Он тебя любит, ты его любишь — это хорошо, кто против? Ну потерпи еще немного, не надоест ли ему попусту сюда ездить, тебя навещать? Не начнет ли грубить и срываться? Не станет ли подбивать на побег без нашего согласия? Смотри, не опозорь нас! Он не такой? Ну и замечательно! Побудьте еще женихом и невестой, что обязательно сразу замуж? Не терпится капризам свекрови потакать? Успеешь еще, погоди!
Второе же условие смущало не на шутку. Требовалось принять ислам не понарошку, а в его самой жесткой разновидности, ставящей окончательной целью создание всемирного халифата в политическом плане и безоговорочное следование предписаниям Корана и религиозных авторитетов в бытовом. Политика Заю не интересовала, а вот мысль, что ей предстоит «закрыться», всю жизнь носить на людях мешкообразные платья с прорезью для глаз, никогда не работать, нигде не учиться, никуда не ходить без провожатых, да и дома, пока жива свекровь или жёны старших братьев, быть не хозяйкой, а прислугой, при разводе оставить детей отцу и уйти в чем пришла, — радовала мало. Быть женщиной или женой — такой вот абсурдный выбор ей предстояло сделать. Не скажу, что она днем и ночью была в тяжких раздумьях непростого выбора: Даг-Маг не торопил, до ноября-декабря время у нее было, чтоб определиться окончательно; но довольно часто Зая этот вопрос поднимала и делилась своими мыслями, пыталась смоделировать ситуации «а если», «а вдруг», «а когда», «а что». Иногда мне казалось, что Зая свой выбор сделала (причем день на день не приходился: сегодня была твердо уверена, что согласится, выйдет замуж и будет следовать всем традиция; а завтра была полна решимости послать его подальше