и предыдущим?
Я пожал плечами:
— Талант. Обстоятельства.
— Так. Но не в первую очередь. Тогда что же главное? Подсказка: еще одно существительное с приставкой «со».
Я напрягался и так и этак, но ничего не мог придумать.
— Сдаюсь, профессор.
— Вы будете смеяться, но это совесть. Это трудно понять или легко понять превратно. Но вы, мне кажется, готовы воспринять это эзотерическое знание. Прикажите Веронике перестать гладить ваши ноги и отойти в сторонку, а сами попробуйте сосредоточиться. Ответьте, случайно, по-вашему, или нет слова «совокупляться» и «совесть» начинаются на «со»?
— По-видимому, нет. И в том, и в другом случае речь идет ...о каком-то взаимодействии, со-единении:
— Горячо, молодой человек. Понятно, кто с кем соединяется в случае совокупления. А вот в случае совести?
— Ну, человек с другими людьми:
— Точнее, точнее! Он что, соединяется конкретно с Васей, Петей и Колей?
— Нет, не с конкретными людьми. Скорее, с неким абстрактным человеком: Стоп! Скорее не с людьми, а с теми моральными нормами, которые те исповедуют.
— Замечательно! Значит, моральные нормы въедаются в человека, вроде как в фильме «Чужой», и соединяются с ним. Но я не люблю абстракций, они верный путь к импотенции. Моральные нормы — это абстракции. Кто же все-таки конкретно те Чужие, кто откладывает внутрь человека личинки совести?
— Родители, в большинстве случаев.
— Именно! Самый верный способ воспитать совесть — сечь ребенка по попке, пока ему не станет невмоготу, и он, в целях самосохранения, не примет в себя родителя. Последний, к слову, в девяносто восьми процентах случаев является козлом.
— Думаю, что Рудольф Штайнер с вами, профессор, не согласился бы.
— Я не теоретик. Я использую теоретические построения только для разъяснения своих практических методов. А они действенны. Итак, родитель, усаженный внутрь человека в виде совести, является куда более эффективным средством контроля, чем внешнее принуждение. Для общества, по-моему, не так важно, по принуждению или по совести ему подчиняются. Умные люди, вроде нас с вами, ускользнут от обоих видов контроля. Но вот для секса: Не представляю, как можно заставить женщину помокреть средствами внешнего принуждения. Мы используем для этого совесть. Мы имплантируем в наших подопечных не козла-родителя. Мы имплантируем внутрь них хозяина.
Председатель дал мне паузу на обдумывание. Я лихорадочно пытался сообразить, не являюсь ли объектом розыгрыша. Нет, не похоже.
— Профессор, — сказал я, наконец, — ваш тезис несколько неожидан для меня. Ведь совесть воспитывается в человеке в определенный сенситивный период его детства. Значит ли это, что вы готовите ваш персонал с детского возраста?
— Вы в плену иллюзий гуманистической психологии, молодой человек. Воспитание с детства для нас нецелесообразно с экономической точки зрения. Человек — податливый материал, из него можно вытесать что угодно и когда угодно, если только не распускать слюни. Ну и иметь при этом кое-что под черепной коробкой.
— Извините, профессор, но от этого вашего тезиса, с моей точки зрения, отдает тоталитарной идеологией. Не знаю почему, но я испытываю стойкую неприязнь к тоталитарным идеологиям.