как себя краше преподнести, что бы барину приглянуться. А сами девки, да женихи их немногочисленные из деревни самой, в страхе ждали этого дня. Потьму как разлучить их могли запросто. И не быть Митяне с Мафаней вместе, потому как заберёт её другой по барскому указу во время праздника.
А сам праздник заключался в том, что после осмотра девок, описи и выбора деревенской красавицы, кричал барин громким голосом: «Побежали курочки, да побыстрее, а петушки следом! Кто кого догонит, тот того и потопчет, тот того с собой и заберёт!» И бегут девки в лес за деревню, по тропкам, да за кусты прячась в чащу лесную, а за ними, чуть погодя, парни из деревень соседних, наслышанных о красоте девок местных, да с барином приехавших с обозом, заплативших мзду великую, что бы участие в празднике принять.
Говорят, что цена участия аж по деньгам так рублей пять злотыми, пять лет работать — не заработать. Мечтающие о Сосновских красавицах, с младых лет на заработки уходили, да батрачили на заводах, и бурлачили и, даже, на прииски записывались, что бы плату внести. Но несмотря на дороговизну, собиралось в этот день не меньше десятка женихов. А невест подбиралось всегда чуть меньше. Хитрил барин, выгоду свою видел. В этом году не получилось забрать девку, на следующий опять захочет. Так и получалось, что некоторые неудачники только со второго, а то и с пятого раза невесту себе получали. Но барин хоть и хитёр был, но справедлив. Та девка, что убежать смогла, местному парню доставалась. Вот и тренировались девки тайком, и бегать и прятаться, места укромные в лесу подыскивали. А женихи их местные в этом помогали. И целовались они при этом и миловались, вот только ноги раздвигать, да елдак в щель пускать, ни как нельзя было. Карал за это барин нещадно. Вся семья на каторгу продавалась, а девка на скотник барский до конца дней своих, за свиньями ухаживать, без права рожать. Боялись люди этого и соблюдали указ.
А чтобы сомнений не было, что берегла девка себя, одевали на праздник белые тонкие сарафаны, специально шитые для сего дня. В них за кустом не спрячешься, белым пятнышком среди деревьев мелькаешь, да целомудрие пятном крови подтверждалось. Догонит парень девку, уложит, сарафан задерёт, да елдак свой ей в лоно запихивает. Главное елдак вставить, да целку сорвать, чтоб кровь пошла, тогда невеста твоя, можно забирать. А коли не догнал, да вырвалась девка, или елдак не крепкий оказался, и девица целомудрие своё уберегла, то остаётся она в Сосновке местному кавалеру на радость. А все остальные жители деревни следят за событиями, смеются, да над приезжими женихами надсмехаются, да девкам своим прятаться помогают. Шмакодявки мелкие, не признанные барином невестами, тоже в белых сарафанах по лесу бегают, женихов путают, да с пути сбивают. Вселиться народ, парни до изнеможения по лесу носятся, а девки, дрожа о страха, честь