буйство чувств? Но сторонникам культа Аполлона удалось потеснить противников стандартным для политиком приемом «опередить и возглавить оппозицию себе». Расходы празднеств в честь Диониса взяло на себя государство, потребовавшее и получившее взамен полную регламентацию времени и места празднеств. В последнюю неделю марта в городах проходили пиршества и театральные действа Больших Дионисий. А Малые Дионисии проходили в сельской местности в конце декабря, когда заканчивался последний сбор винограда и разливалось молодое вино. И в сексуальных оргиях Дионисий участвовали уже не только женщины, но и все взрослые мужчины.
— А правда, что древнегреческие греки были поклонниками мужской любви? — спросила я, решив выяснить всю полноту исторической картины отношений.
— Когда Греция стала страной победившего патриархата, любовь мужчины к мужчине считали более чистой и возвышенной, чем любовь мужчины к женщине. Сексуальные отношения между свободнорожденными мужчинами — это были отношения между равными по социальному статусу воинами, учеными и философами. А погрязшая в домашнем хозяйстве женщина была статусом ниже мужчины и любовь к ней в быту считалось не более, чем влечением плоти. Лишь в Спарте и на островах женщины из знатных семей имели имущественные права и участвовали в общественной жизни. В Афинах же женщинам полагалось быть затворницами и покидать свой дом только в праздничные дни ради участия в религиозных церемониях. В «Домострое» афинского писателя Ксенофонта говорилось: «Женщине приличнее сидеть дома, чем находиться вне его. А мужчине более стыдно сидеть дома, чем заботиться о внешних делах». Словом, мир жены и мир мужа даже территориально были сильно разобщены.
— Совсем не весело.
— Первые сексуальные контакты у мальчиков-подростков были вовсе не с женщинами, а в мужской среде. От женщин, даже от женщин своей семьи подростки были изолированы. И первым сексуальным партнером мальчика, как правило, становился его наставник. Использование учителем обучаемого мальчика в женской роли допускалось и даже поощрялось общественной моралью. При этом «женская» роль мальчика в сексе ничуть не роняла его достоинства как будущего воина и гражданина. Это было просто одной из форм подчинения младшего старшему. Но с наступление правового совершеннолетия все менялось. Сексуальные отношения между взрослыми свободными мужчинами согласно древнегреческой этики должны быть равноправными и предполагали примерно равное соотношение активных/пассивных поз в совокуплении. Те же мужчины, которые слишком явно предпочитали в сексе женскую роль, покрывали себя несмываемым позором.
— Я даже не знаю, как все это комментировать.
— А тогда активная роль в сексе была инструментом утверждения статуса сильного не только в семье. Воинов, попавших в плен, победителям полагалось ритуально изнасиловать на поле битвы в знак опускания их социального статуса. Это был своеобразный воинский обычай празднования победы и у греков, и у их противников. Кстати, знаменитые 300 спартанцев, сражавшихся против орды персов в битве при Фермопилах, — все они были бисексуалами. Не только соратниками, но и любовниками друг друга. Такие вот реалии того времени.
— Просто жесть какая-то. Вроде бы Древняя Греция считается колыбелью современной цивилизации — а тут