к лошадям особая приязнь имеется. По нраву мне скакать во всю прыть и любоваться ими, всякие конские украшения да приспособы мастерить, сбруи да седла. Пойдем я тебе их покажу.
Они вышли из-за стола и направились в конюшню. Пройдя через боковые сени, они вышли на двор прямо к стойлам, коих было десятка два. Зашли внутрь и пошли между ними.
— В основном здесь кобылы, они податливее и не так ретивы. Жеребцы же очень своенравны, могут взбрыкнуть в самый неподходящий момент. Мерины спокойнее, но не имеют той прыти и резвости молодых кобылок. Они чаще бывают пристяжными, когда идешь двоеконь, и тягловыми.
Они вышли к огороженному жердями загону.
— Молодые кобылы поначалу проявляют характер, их приходится объезжать. Они должны почувствовать хозяина, господина. Понять, кому принадлежит власть.
— Ты их объезжаешь?
— В основном Никита. Пойдем дальше покажу.
Ратмир провел девушку в небольшую избу.
— Это моя мастерская. Шорничаю, сбруи делаю, седла. Ты веничек у Владимира видала? Ну и как тебе? — он хитро подмигнул. — Моя работа.
— Хороший веничек, добрый. Мне понравилось. — она осмотрела прямо в глаза и говорила совершенно серьезно.
Изба была просторной и чистой. На верстаках возле стен лежал инструмент. Но полках разложена кожа и короба с металлическими деталями. В дальнем углу стояла странная конструкция. Толстое массивное бревно локтя три длиной, лежащее на боку, была обтянута войлоком и сверху гладкой отполированной кожей. Все это стояло на четырех крепких, расходящихся книзу ножках. Очень напоминало конскую спину.
— Что это? — не сдерживая любопытства спросила Ладислава.
— Это конь. Станок, чтобы седла делать. Похож на конскую спину, на нем примерять удобно.
— А зачем кольца на ножках?
— Чтобы седло можно было крепить без подпруги.
Ладислава удовлетворенно кивнула, представляя себя в роли это седла. Лежащую на кожаной блестящей спине «коня» с ногами и руками, привязанными к металлическим кольцам. От этих видений знакомая тяжесть прилила к ее животу, а сердце застучало. Она облизнула быстро пересохшие губы и продолжила осмотр.
— Тут сбруи, хомуты, уздечки, шоры. Много всякой конской утвари. А вот не конская. Примерь. — Ратмир протянул Ладиславе странный переплетённый набор кожаных лент, пластин, металлических колец, та воззрилась на это недоуменным взглядом.
Улыбнувшись, он одел кожаное творение девушке на голову, застегнул пряжки. Это оказалась человеческая уздечка. Мягкие кожаные ремни охватывали голову обручем, другая часть кольцом охватывала подбородок и голову сверху. Соединялась между собой ремни металлическими кольцами. Третьей частью оказались удила. Они были деревянными, чтобы не повредить зубы, как пояснил Ратмир. Все это крепко застегивалось на затылке и соединялось так же кольцами.
— Удобно?
В ответ Ладислава смогла только промычать что-то невнятное и попыталась снять уздечку. Но Ратмир перехватил ее руки.
— Погоди, это еще не все. Вот посмотри.
В проеме из бревен свисали цепи, кожаные ремни. В бревнах были закреплены многочисленные железные кольца на разных уровнях.
— Здесь можно привязать кобылку и закрепить, чтобы не дергалась. Попробуешь?
И не дожидаясь ответа начал развязывать завязки сарафана и рубахи. Спустя несколько мгновений