её, но у меня разгорелось дикое желание забрать именно её. — Блин, Сеня, давай эту, а? Мне очень понравилась. Как называется?
— Цитадель. Ну ты, конечно, и выбрал. Ну ладно. Я обещал любую.
Я ощутил небольшое покусывание совести, легкое, непринужденное. Я его могу совсем не замечать. Я понимаю, что он не против отдать её, поэтому стою на своём, для него это не является тяжелым выбором, Арсений дорожил дружескими отношениями и готов был чем-то пожертвовать. Сложив два слагаемых, в виде не такой уж и значительной жертвы и дружелюбности Арсения, я пришел к выводу, что могу чуток обнаглеть и просить именно «Цитадель». Для начала я будто в шутку просил отдать её, проверяя насколько больно будет от укусов совести и, почувствовав лишь слабые и невнятные царапинки, я уже серьезно сказал, что хочу забрать.
Я как довольный ребенок получивший долгожданную игрушку от родителей, стоял и смотрел на картину, с трудом сдерживая улыбку радости.
— А почему «Цитадель»? Ну понятно, в смысле, что тут цитадель, что значит эта картина.
Арсений подошел ко мне, встал рядом и взглядом профессионального критика уставился на нее.
— А что ты видишь, глядя на нее? — Спокойно и величественно спросил он. То ли шутя, то ли серьезно. Я не мог разобрать его тон, который занял промежуточное положение из двух этих оттенков.
Я задумался. Ведь я видел тут только свой сон и свои ощущения страха и неизвестности. Как я не понимал свою цитадель во сне, так и сейчас я смотрел и не мог понять цитадель Дворжака.
— Ну... что-то неприступное, закрытое. Может таинственное. — Я стал говорить слова, которые мне просто первыми пришли на ум и худо-бедно подходили к картине. Затем повернул голову к Арсению, чтобы увидеть его мнение, а на самом деле, просто услышать правильный ответ, словно ученик у доски, не выучив домашнее задание и посему сказав глупость, испуганно смотрит на всезнающего и строгого учителя, сидящего за классным столом. Конечно, если вдуматься, посидеть, посмотреть на нее, я может и придумал бы чего поинтересней. Но так сразу было не просто. — В любом случае, художник может вложить одно, а зритель увидеть другое. — Я попытался немного оправдаться. Хотя, мне показалось, что Арсений даже не слышал меня, он будто ждал окончания моих нелепых догадок, чтобы выложить полный расклад по картине.
— Это ведь крепость. Стены. Цитадель никого не должна впустить и никого не должна выпустить. Цитадель должна удержать внутри себя всё то, что находится в ней. Она не такая, как мир снаружи. Совсем. Там всё другое, но она не покажет этого, если ты боишься. А если ты заперт в этой цитадели, то выход не найти, ты останешься там.
— Почему не найти выход? — Я прервал Арсения, чтобы спросить важную для меня вещь, как мне показалось.
— Потому, что в этом её смысл. Это всё символично. Если есть эта цитадель, и кто-то там находится, то он не найдет выход,