прескучнейшим. Говорили обо всем и ни о чем: чем отличается ересь несторианства от ереси арианства, почему православная монархия — единственная угодная Богу форма правления, вредна ли рок-музыка, почему пала Византия. Темы были избитыми, уже раз по десять обсуждавшимися. Нового не прозвучало ничего, но лица у большинства были такими, будто мы решали судьбу государства. Я молчал почти все время, не поддаваясь на пыпотки втянуть меня в разговор. Не знаю, сколько бокалов вина я осушил, но почувствовать себя в своей тарелке оно мне не помогло. А ведь всего какие-то полгода назад я любил такие посиделки, и сам в них активно участвовал.
— А вот скажите мне, — спрашивал молодой человек моего возраста с редкой бородкой, который был мне незнаком, — сколько воль во Христе?
Господи, сказал я про себя, ты же знаешь ответ, зачем спрашиваешь? Неужели больше не о чем говорить?
Один из батюшек ехидно улыбнулся:
— Ха, это непростой вопрос. Кто скажет, сколько? — обратился он ко всем.
Кто знал, тоже ехидно заулыбались, но не спешили с ответом.
— Одна? — послышался чей-то нерешительный голос.
Парень, задававший вопрос, был явно удовлетворен:
— Знаете, — сказал он с умным видом, — если бы вы сказали это в седьмом веке, вас бы отлучили от церкви за ересь.
— Но почему?! Какой правильный ответ? Неужто две?
— А вот пусть Денис нам расскажет, — вставила вдруг моя сестра Катя. — Его в семинарии должны были этому учить.
Не дадут расслабиться, гады.
— Церковь учит, что у Христа две воли — божественная и человеческая, — сказал я. — Если вкратце, то аргументация сводится к тому, что если бы у Него была одна воля, она была бы либо божественной, либо человеческой, но тогда Он не был бы Богочеловеком.
— Да уж, — задумчиво сказал один из батюшек с длинными усами. — Опасности подстерегают нас на каждом шагу! Вот так не подумаешь, не спросишь, или не прочтешь — и впадешь в ересь!
— Ну и что? — вдруг спросила интеллигентного вида барышня с другой стороны стола. — Скажем, я считаю, что у Христа одна воля. Вот никто мне никогда не объяснял, что их две. Ну и что? Как мне это помешает творить добро и жить по Его законам?
Усатый батюшка покачал головой:
— Осторожнее, прошу вас. Вы не знаете, что говорите, — его лицо старалось принять умный вид, но он явно не знал, что сказать.
— Ну вот не понимаю, хоть убейте!
Я пришел на выручку бедному священнику:
— Церковь учит, что любая ересь отдаляет нас от Христа. Если мы неправильно понимаем Его сущность, то не можем любить Его во всей полноте. Вот, скажем, если вы считаете, что у Христа не было человеческой природы, то тогда теряется весь смысл в крестной жертве. Бог сошел на Землю и принял крестные муки. Ну и что? Он — Бог, что ему человеческие страдания? Но церковь говорит, что Христос имел в себе две природы, и будучи полноценным человеком, он испытывал человеческие чувства: боль, страх, отчаяние. Крестная жертва лишь так