чем прежнее деление на функционал М и Ж.
Нет приемлемой обществом личной жизни? Тогда, может быть, у тебя успехи в работе. А если нет, то зачем ты живешь? Кем ты хочешь стать через пять лет? Выбери что-нибудь и следуй за мечтой! Несколько раз в день мы проходим такие болезненные диалоги с собой или окружающими и так хорошо выучиваем «правильные» ответы, что начинаем верить в них сами. Гендерные роли конструируются и закрепляются через стилизованное повторение действий, об этом пишет Джудит Батлер в книге «Gеndеr Тrоublе». Повторение рождает репрессию, а привычка претендует на первую натуру. В начале ХХI века 3х-летние дети без колебаний стандартно и ожидаемо отвечают на вопросы о различии полов и гендерного поведения.
Вспомните gеndеr fuсk, который показала Кончита Вурст: в истории были и бородатые женщины, и травести-шоу, и кросс-дрессинг на сцене перед толпой, но появление такого человека на сцене старомодного конкурса несуществующей единой Европы стал баттхертом (недовольство) и новостным поводом номер один на целую неделю. Спросите у любого специалиста из рекламы: Кончита в современном мире может продать только новость о себе (как продаются новости о любых нетипичных видах поведения), но не может продать никакой товар, даже свое пение, дольше чем на один сезон. В маркетинге не платят денег за оригинальность, а платят за повторение знакомого. Сценарии для мировых ситкомов и экологически чистые батончики без глютена для жителей небольшого города производят для целевых аудиторий в справедливой уверенности, что тех, кто считает себя как все, и тех, кто считает себя особенным, можно одинаково легко посчитать и измерить — не по головам, так по тегам и лайкам.
Может ли гендерная роль быть свободным выбором
За столетие до Батлер Юнг говорил о наличии Анимуса и Анимы в каждом человеке и настаивал на архетипичном отношении к мужскому и женскому, в котором куда больше общественного давления, чем биологии. И хотя в некоторых обществах парадигма жизни в рамках гендерных ролей добытчика-мужчины и хранительницы-женщины отходит на второй план, ее быстро замещают общественные требования самореализации и идеального тайм-менеджмента. В эпоху информационной прозрачности часто требуются быстрые решения и готовый ответ с мотивацией каждого жизненного выбора — от отношения к семье и профессии до общественной роли и потребления.
Чем больше выбора у отдельного человека, тем больше у него беспокойств относительно моральной состоятельности — об этом в «Бегстве от свободы» бесконечно говорит Фромм. А если к перечню выбора добавить гендер?
В жизни под слоганом «Just Do It» рефлексия имеет не самую высокую продуктивность, а универсальные рекомендации о поведении в рамках бинарной оппозиции становится все труднее примерить на себя. Лайфстайл-издания публикуют вроде бы противоположные по установкам, но одинаково истеричные по интонациям сообщения в диапазоне от «Пора остепениться и найти подходящего человека» до «Почему я не хочу иметь детей и имею на это право». Эта рефлексия может быть гендерно окрашенной или нет, но содержит в себе страхи и волнения о жизненных достижениях,