субъектами власти, но в рамках брака или регентства при малолетнем наследнике ни в одной цивилизации мира престол не предоставлялся женщине по умолчанию, и решающим фактором было личное стремление к власти.
Как работали гендерные роли в подавленных культурах
Относительной свободой отличались культуры Междуречья и Египта: в Древнем Египте, по описаниям Геродота, женщины могли распоряжаться собственностью и торговать. Жительницы древней Персии участвовали в войне, получали пособие по рождению ребенка, а также имели право на жизнь в партнерстве с мужчиной без брака и вести религиозные церемонии. Одной из самых известных женщин-полководцев (отнюдь не единственной) была Пантея Артешбод, жена военачальника и сама выдающийся воин. Самостоятельность персидских женщин подчеркнута и в фэнтези-саге «Игра престолов» — единственный женский персонаж-воин родом с Ближнего Востока. Пока Кхалиси собирает войско под свои знамена и выступает в открытый бой, остальные женские персонажи влияют на власть опосредованно и через мужчин, разыгрывая карты своей роли жены/невесты/любовницы (Серсея, Мелисандра, Санса, Маргери) или как преступник и воин, переодетый в мужское платье (Арья, Бриенна).
Если вернуться к шумерской мифологии, то аккадская богиня Иштар не только олицетворяла в себе двойственную природу любви и войны, но и могла превращать мужчин в женщин и покровительствовала одновременно проституткам, девственным гетерам и гомосексуалистам. С распространением эллинизма уникальная по социальным отношениям древнеперсидская система была подчинена вертикали античного колониализма. Древнегреческие философы афинской школы четко высказывались о гендерных ролях, и ученик Аристотеля, Александр Македонский, перенес максимы своего преподавателя на бескрайнюю зону своего влияния.
Оппозицией к афинскому подходу мог стать спартанский, если бы Спарта не потерпела политическое поражение — вопреки стереотипам, положение женщин там было куда лучше, чем в афинской демократии. Слезы и темпераментность в воинах Спарты считались признаком волнения и неравнодушия к своему клану и краю, а женщины полноправно распоряжались жизнью в городе, имуществом и безопасностью, свободно заменяя мужчин во времена военных действий, могли разводиться и не терять при этом состояние и с детства развивали физическую силу. Древнеримская цивилизация на позднем этапе была куда менее патриархальной, чем древнегреческая: женщины были допущены к образованию своему и своих детей, увеличивая тем самым сферы своего влияния — помимо владения землей и возможности участвовать в судебных разбирательствах.
Параллельно с античностью в Средиземноморье и появлением монотеистических религий по всему миру были разбросаны дикие племена с разнообразием языческих верований и гибкой системой социальных ролей. В Юго-Восточной Азии и Африке, Латинской Америке и Сибири, среди североамериканских индейцев и австралийских аборигенов существовали дикие племена, не создающие материальную культуру, а живущие в настоящем без следа и растворяющиеся в обычаях и ритуалах. Так, доконфуцианский Китай был шаманистским — большинство шаманов являлось при этом женщинами. О зулусских обрядах по смене пола и индейских имитациях менструаций среди мужчин никто не подозревал в Европе до эпохи Великих географических открытий, они и сейчас известны мало кому кроме антропологов. Многие раннехристианские пророки были аскетами и не акцентировали внимание на поле и социальных ролях, пытаясь отойти от предписаний