и правил жизни, вели затворнический образ жизни.
Сведения об этих опытах надо выуживать из многократно переписанной истории: раннехристианские учения, противоречащие патриархальным ценностям единой церкви, исключались и уничтожались на закрытых церковных соборах 4—7 веков; многие оставшиеся свидетельства о проповедях Христа и жизни апостолов не вошли в библейский канон и существуют в роли вспомогательных текстов и дополнительных свидетельств — куда менее популярных апокрифов. Именно таким апокрифом стали «Деяния Павла и Фёклы». Они рассказывают об ученице апостола Павла Фёкле, которая действовала за рамками того, что было предписано женщинам, активно проповедовала и была заметным миссионером. И хотя в «Деяниях» Павел и Фёкла фигурируют как равновеликие персоны, среди 12 апостолов нет ни одного человека женского пола, несмотря на количество мучениц и проповедниц в раннем христианстве. Именно эту тенденцию пытались сломать суфражистки в конце ХIХ века, когда предложили своепрочтение Ветхого и Нового Завета.
Почему расширение знаний о мире не изменило систему деления на мужчин и женщин
Великие географические открытия сделали с европейской культурой то же, что и освоение плуга и укрощение дикой природы: насилие над племенами с другой экосистемой превратило носителей европейской культуры в насильников в собственном обществе и семьях. Женщины, принимавшие активное участие в управлении семейным делом или городом во времена колониальных войн, перестали иметь влияние, как только мужчины вернулись из длительных поездок с богатством, добытым обманом и уничтожением себе подобных. Было физически истреблено огромное количество культур, другие — видоизменены христианскими проповедниками. В редких заметках странствующих орденов в Америке или Африке можно заметить чуткость и интерес к носителям идей, в которых нет места гендерным стереотипам и борьбе за власть.
Некоторые из путешественников замечают передачу имущества по материнской линии и формирование родов через женские связи, другие удивляются обряду свободной любви замужних женщин племени с путешественниками, третьи, как Поль ле Жен, описывают медитативную природу увиденной ими племенной жизни: «Меньше всего они не терпят тех, кто пытается завоевать превосходство над другими: все свое достоинство они вкладывают во вкрадчивость или апатию».
В своей книге «Making Sex» историк и сексолог Томас Лакер связывает возникновение первых империй с началом низведения фемининности к недоразвитой маскулинности. Он использует медицинские справочники и трактаты Реформации и эпохи Просвещения, которые пытаются научно объяснить мир вокруг, — и, надо сказать, их попытки не выдерживают критики: до середины ХVIII века женщины воспринимаются как слабая вариация мужчины с клитором вместо развитого пениса и маткой вместо развитой мошонки. На европейской территории уже в Позднем Возрождении были запрещены все виды нерепродуктивного секса и стало преследоваться нетипичное гендерное поведение.
Переход к городской культуре создает в Англии и Франции, а следом и в других странах (неважно, протестантских или католических) институт брака, который буквально переводится как «укрытие» и вводит женщину в подчинение от своего отца до замужества и мужа — после. А голландская система законодательных актов, работающая с римским правом, автоматом переносит социальные стереотипы из метрополий в колонии, насаждая нетипичные социальные отношения в Африке,