возрасте и образе жизни — показателях, которыми общество измеряет нас и мы себя в кризисных ситуациях. «Как иметь все и оставаться собой» или «Почему главные вещи в жизни надо начать делать до 30 лет». Звучит знакомо?
Сколько всего существует гендеров
Феминизм второй волны получил теоретическую подпорку в 1949 году в одной из главных книг по женскому вопросу «Второй пол» Симоны де Бовуар. Книга наполнена не только интересными биологическими и историческими справками об экономических и социальных механизмах угнетения второго пола, но и критиковала доминирующие философские системы: марксизм, капитализм и психоанализ. В последней части книги де Бовуар сформулировала вектор, которому могут попытаться следовать женщины, чтобы стать со-творцами истории, а не просто действовать в рамках заданных систем. 65 лет спустя в Австралии официально признали существование нейтрального третьего пола, а среди почти миллиарда населения Индии с древних времен существуют около 6 миллионов людей, живущих вне бинарной гендерной системы. В медийном поле не смолкают дискуссии о нетипичном поведении детей, связанном с гормональными изменениями или воспитанием в рамках не подходящей для детей гендерной роли, причем обсуждения эти идут в равной степени на территории биологии, психологии, социологии и политики.
Словарь социологов, философов и биологов за последние десятки лет пополнился тщательно изучаемыми понятиями «трансгендер», «постгендеризм», «интерсексуальность» и «трансгуманизм», но, будем справедливы, это не какая-то «новая сексуальность», а долгожданные термины для сексуальности вытесненной и подавленной. Достаточно прочитать древнеиндийские эпосы или прочитать сказки индейцев, чтобы найти все вышеописанные концепции гендерных ролей: зыбкость пола и его социальной репрезентации существовала всегда, но не получала научного языка, а потому игнорировалась большинством. Клонирование, контроль рождаемости, чайлд-фри-движение, гормональные таблетки от беременности и эвтаназия ставят научные вопросы о том, кто несет ответственность за возникновение и прекращение человеческой жизни. Но при этом акция 23-летней девушки по сбору денег на аборт на Кiсkstаrtеr показывает, на каком реальном уровне при этом находится массовая общественная дискуссия: частная просьба в интернете оборачивается травлей и потоком преисполненных ненависти и нетерпимости ремарок.
При всех видимых переменах гендерных ролей в сознании большинства их всего две, и консенсуса в том, справедливо ли такое деление, в ближайшее время не предвидится. Дискуссия феминисток с апологетами патриархального уклада выглядит со стороны не как война миров, а как разговор на разных языках с непересекающимися аргументами. Было ли когда-то в истории человечества по-другому — об этом может лишь немного рассказать история, в которой, после того как ее сотню раз переписали победители, еще остаются не самые очевидные ответы на вопросы о человеческом самоопределении.
Почему гендерные роли — область политики
В уже упомянутой книге «Второй пол», которую взахлеб прочитают даже те, кто очень далек от феминизма, Симона де Бовуар рисует убедительную историю объектификации женщины, приходя к выводу, что «не неполноценность женщины определила ее ничтожную роль в истории, а ничтожная роль в истории обрекла ее на неполноценность». Повторять или трактовать ее суждения нет смысла: книга просто и остроумно написана и переполнена гендерными