Юго-Восточной Азии и Латинской Америке, которых прежде не было.
Как искусство компенсирует гендерную несправедливость
В это же время огромное влияние в больших городах получают театр и маскарадные традиции. В Лондоне, Париже и Мадриде барочные зрелища маскируют социальное напряжение повторяющимся мотивом переодевания в качестве основной коллизии. У Шекспира и Тирсо де Молины, у Лопе де Веги и Кальдерона смена социальных и гендерных ролей — это та самая разрядка, в которой герои решают свои нереализованные в патриархальном обществе фантазии и мечты: многие браки в комедиях ХVII века становятся возможны только потому, что зажатые в тиски системы герои раскрываются со своей истинной стороны в нетипичных ролях слуг и господ, мужчин и женщин.
Последний значительный рывок в определении гендерных ролей был предпринят в середине ХIХ века с появлением современной городской культуры и индустриализации, за которыми последовало разделение труда и колоссальная конкуренция людей разного происхождения во враждебной среде. Теорию Дарвина о происхождении видов приспособят для патриархальной парадигмы социального дарвинизма, в которой выживает наиболее приспособленный, а к самим трудам Дарвина, в которых есть замечания и о нетипичном гендерном поведении в природе, и о разнообразии сексуальных связей разных видов (правда, без выводов), будет применен искажающий и избирательный подход.
В конце ХIХ века Великобритания — главная и сильнейшая империя, — а за ней и вся Европа канонизирует роль женщины в поэме Ковентри Патмора «Ангел в доме», которую он посвятил своей добродетельной жене, а Джон Эверетт Миллес нарисует ее идеализированный портрет. Примерно в это же время и в этом городе Джек Потрошитель зверски убьет огромное число лондонских проституток, которых перед этим десятилетие унижала и насиловала полиция на предмет принудительных проверок на венерические заболевания, а Оскар Уайльд подорвет здоровье в тюрьме, сидя по обвинению в содомии. Реакционные законы и частные истории показывают, что и сейчас женские образы в культуре маскируют, но не меняют положение вещей. Двух мировых войн и трех волн феминизма не хватило, чтобы система перестала воспроизводить сама себя: гендерные стереотипы в 2014 году мешают не только взять фамилиюжены после брака, но и рассчитать свои силы в карьере и заработке при встрече со «стеклянным потолком».
Живы ли гендерные стереотипы
Если кажется, что сила и влияние гендерных стереотипов со временем ослабли, проведите эксперимент. Откройте словарь пословиц Даля, собранный к середине ХIХ века, а потом почитайте читательские комментарии к популярным материалам на любимом сайте. «Муженек хоть всего с кулачок, да за мужниной головой не сижу сиротой». «Жену не бить — и милу не быть». «Бабе дорога — от печи до порога». «Волос долог, да ум короток». «Собака умней бабы: на хозяина не лает». «Курица не птица, а баба не человек». «Куда черт не посмеет, туда бабу пошлет». Большинство из них мы уже не используем, но их смысл прочно засел в коллективном бессознательном и вылезает на свет при каждом удобном случае.
Диалоги между мужчинами и женщинами по острым вопросам на форумах или в комментариях